Кто создает декорации для кино:

как фанера и пенопласт превращаются в мир «Барби» и деревню хоббитов
А вы верили в то, что космический корабль в «Интерстелларе» реально летает? Или думали, что кукольный мир «Барби» — это компьютерная графика? На деле — это все это построено вручную, представляете? Фанера, пенопласт, краска.
Магия начинается с команды, которая умеет создавать целые вселенные буквально с нуля.

В этой статье расскажем, кто и как превращает пустую студию в средневековый замок, лондонское метро или апартаменты супергероя. Что делает каждый специалист, как устроен арт-департамент и почему декорации это не просто фон, а часть сюжета.
Оглавление:

Кто делает декорации в кино?

Художник-постановщик, арт-директор, декоратор — три кита визуального волшебства. Они не просто строят «что-то красивое». Они делают так, чтобы зритель поверил: герой здесь действительно живет, работает, плачет, смеется.
Художник-постановщик задает вектор.
Он видит атмосферу до того, как на площадке появится хоть одна доска. Его цель, чтобы визуал «говорил» вместе с сюжетом.
Арт-директор — это системный мозг.
Он раскладывает идею по папкам, превращая ее в чертежи, списки закупок, таймлайны и бригады строителей.
Декоратор — финальный штрих.
Он знает, какая занавеска скажет больше, чем монолог. И как одна пыльная лампа может сделать сцену культовой.
При этом, рядом режиссер, который требует «больше драматизма в цветах», оператор, который просит «передвинуть стену на 30 см», и костюмер, которому нужно, чтобы все совпало с тканью юбки героини.
Звучит сложно? А теперь представьте, что все это нужно сделать за несколько дней, уложиться в бюджет и не забыть, что завтра в 7 утра начинаются съемки.

Команда по созданию декораций:

специалисты и их задачи

7:00 утра. На съемочной площадке еще темно. Кофе разлит, рации настроены. Команда, которая отвечает за декорации в кино, начинает день. И этот день выглядит как небольшая премьера.

Посмотрим, кто за что отвечает, когда камера еще не включена, а декорация уже живет своей жизнью.
Художник-постановщик
Художник-постановщик приходит первым. Он проверяет: соответствует ли локация задумке. Заметил, что окно дает слишком «мягкий» свет, значит его нужно задрапировать. Иначе сцена не передаст нужного напряжения.

Как он вообще понимает, каким должно быть это окно? Откуда берется видение «правильной» атмосферы?

Нужна концепция. И это не «просто придумать, как все будет выглядеть». Это как построить целый мир с нуля, где у каждого цвета есть смысл, а у каждой детали есть характер.

Художник-постановщик начинает с анализа сценария. Он ищет не «место действия», а эмоциональный код сцены.

Кстати, о том, как создаются качественные сценарии, которые дают художнику богатый материал для работы, мы подробно рассказывали в отдельной статье.

Итак, если например, герой чувствует себя загнанным в угол, это может быть комната с низким потолком и узкими проходами. Если фильм про одиночество, значит в кадре будет больше пустоты, тени и визуального холода.

Дальше идут референсы. Не просто картинки из Pinterest, а стилистические ориентиры:
  • живопись,
  • архитектура,
  • реклама,
  • винтажные журналы,
  • старые фильмы.
Все, что поможет найти настроение истории.

Далее формируется палитра. Цвета — это мощный инструмент.
Красный может давать тревогу,
желтый — теплоту,
зеленый — отсылать к мрачным «Братьям Коэн».
Концепция визуального стиля строится на таких смыслах.

Важный этап — это работа с эпохой. Если действие происходит в 1970-х, художник анализирует, как выглядели дома, офисы, текстуры того времени. И не просто копирует, а адаптирует под фильм. Ведь задача не воссоздать реальность, а усилить историю.

И наконец, завершается все стилевым досье, подробным визуальным документом, по которому дальше будет работать вся команда: от арт-директора до костюмера. Это как визуальный сценарий, где прописано все: от тона светлого дерева до износа на плитке.
Кстати, именно такой подход — от психологии цвета до готовых макетов преподает заслуженный художник РФ Валерий Архипов в своем курсе «Художник‐постановщик кино и сериалов». Он показывает, как за несколько часов можно пройти путь от первого эскиза до готовой концепции декорации.
Арт-директор

Красивая идея есть. Теперь нужно превратить ее в реальность. И здесь в игру вступает арт-директор с планшетом, графиком и нервами из стали.


У арт-директора есть тайминг по минутам: сборщики сегодня должны доделать перегородку, завтра приезжает свет, послезавтра снимаем. Один звонит подрядчику, другой согласовывает с продюсером, как сэкономить на обоях, не теряя визуала.
Арт-директор — это координатор, без которого концепция художника-постановщика так и останется красивым PDF-файлом. Его зона ответственности все, что связано с реализацией декораций: чертежи, макеты, технические задания, графики и контроль за воплощением.
Он организует работу десятков человек: проектировщиков, дизайнеров, строителей. Следит, чтобы чертежи были точными, материалы в наличии, локации готовы в срок. Если нужно перенести стену на 30 см — это его зона ответственности. Если подрядчик срывает дедлайн, значит он ищет замену до конца дня.

Его задача, чтобы к началу съемок все стояло, висело, светилось, но при этом не выходило за рамки бюджета. Он балансирует между идеалом и реальностью.

Если художник-постановщик режиссер визуального образа, то арт-директор его продюсер. Он превращает идею в реальный, осязаемый, съемочный мир. И делает это каждый день в срок, по смете и без «катастроф на площадке».
Декоратор

Стены стоят, свет настроен. Но пока это просто коробка. Нужен тот, кто вдохнет в нее жизнь. Заходит декоратор.


Декоратор заходит с коробками. Внутри них вся магия: шторка, которой нет в магазине, но она «очень кинематографичная»; старые журналы, на которые аккуратно капнули кофе; кастрюля с отбитой эмалью, которую он искал две недели.
Он делает сцену живой, чтобы зритель поверил: здесь кто-то только что жил, ел, прятался, боялся.
Декоратор — это человек, который добавляет в декорацию жизнь. Без него сцена, просто коробка. С ним, это чей-то дом, офис, логово, мечта или кошмар.

Он получает готовое пространство: стены, пол, окна, и начинает самое интересное, наполняет его деталями. Подбирает мебель, предметы быта, книги, ковры, технику, растения. Все, что делает пространство живым и убедительным. Не просто красиво, а «как будто здесь кто-то только что встал с дивана».


Важно не просто купить «винтажный стол», а найти такой, который скажет о герое: «он коллекционер» или «он унаследовал это от деда». Каждый предмет в кадре должен работать на атмосферу, характер, эпоху.

У декоратора острый глаз и чуткий вкус. Он знает, сколько кофейных кружек на кухне у холостяка 30 лет, где искать советский термос, какой ковер идеально подчеркнет тревожность сцены. И как это все расставить, чтобы выглядело натурально.

Фишка съемочной кухни: декораторы капают кофе на газеты, специально ломают мебель, натирают полки пылью и даже пачкают посуду, чтобы создать эффект «честного беспорядка». Потому что в реальной жизни идеально не бывает, и зритель это чувствует.

Работает декоратор не в одиночку. Он в тесной связке с художником-постановщиком, костюмерами, реквизиторами. Все должно совпадать по стилю. Не может быть гламурной люстры в комнате с облезлыми стенами, если конечно только это не задумка.
Констракшн-менеджер
Пока декоратор расставляет мебель, за стеной уже гремят молотки. Констракшн-менеджер командует стройкой, которая должна закончиться вчера.

Констракшн-менеджер руководит рабочими: «Эту стену передвигаем на метр. Здесь будет фальшкамин. Лестницу закрепить, но съемную». Он знает, какой пенопласт имитирует гранит, какой каркас не рухнет под весом актера, и где раздобыть 30 метров искусственного кирпича до обеда.


Его задача сделать так, чтобы киношный город вырос за неделю, а потом так же быстро исчез. Он отвечает за все, что строится руками: каркасы, перегородки, лестницы, фальшполы, балки, фонтаны, колодцы. Если сцена происходит в древнем храме, значит это он командует, как возвести храм из фанеры, чтобы он выглядел как каменный, но весил как пенопласт.

Он работает по чертежам арт-директора, согласовывает решения с художником-постановщиком и держит в голове сотни мелочей: какие материалы безопасны, где можно срезать бюджет, какие элементы будут двигаться, ломаться или гореть в кадре.

Констракшн-менеджер — это строитель с мышлением продюсера. Он считает, планирует, закупает, набирает команду, распределяет задачи. Он знает, кого позвать, если нужно «сварить металлическую арку в стиле стимпанк». И знает, что сварщик пьет только растворимый кофе и работает в тишине.

Он же первый, кто на площадке, и последний, кто уходит. Потому что сцена не может ждать: если съемка завтра, стена должна стоять сегодня. Даже если ее придумали только вчера вечером.

Фильм без него, как дом без фундамента. В буквальном смысле.

Рабочие бригады

А теперь самые незаметные герои. Те, кто превращает идеи в доски, доски в стены, а стены в миры.


Рабочие бригады молча и слаженно делают невозможное возможным: собирают стены, красят, склеивают, подгоняют. Один режет пластик, чтобы он выглядел как стекло. Другой делает швы на «бетоне», которого никогда не было.

Их не показывают в титрах крупным шрифтом. О них не пишут в рецензиях. Но без них кино не получится. Это плотники, штукатуры, сварщики, маляры, монтажники — те, кто «воплощает руками».

Если декорация должна быть «как старая баня», они заставят свежие доски выглядеть, как пережившие 40 лет сырости. Если по сценарию дверь должна вылететь с петель, они ставят петли, которые выглядят надежно, но отлетают по команде «мотор».

Они знают, какой краской имитировать ржавчину, как сделать из фанеры скалу, как закрепить фальшстену так, чтобы ее можно было разобрать за ночь. У них в голове десятки техник и лайфхаков, о которых не догадываются даже продюсеры.

Это киношные ремесленники. У них не бывает дублей. Они делают точно и с первого раза. Потому что когда актер заходит в комнату, все уже должно быть идеально и не рухнуть под камерой.

Рабочие бригады не просто строят, они создают реальность, которая держится на гвоздях, клее и опыте. Без них не будет ни декорации, ни сцены, ни фильма.
К вечеру картина складывается. Команда собрала декорацию, которая завтра станет частью фильма.

17:00. Прогон сцены. Режиссер доволен, оператор просит немного изменить текстуру стены. Завтра новый день, новая локация, новый вызов.

А теперь посмотрим как процесс устроен изнутри? Что происходит от первого эскиза до готовой декорации?

Как создаются декорации для кино: этапы и технологии

Средневековый замок в «Игре престолов» – это декорации в кино из пенопласта и дерева. Комната подростка из фильма про 90-е? Ее собирали с нуля по фотографиям из старых журналов. Каждый элемент в кадре — результат точной и сложной работы.
Сценарий — это не просто слова. Для команды по декорациям это карта, по которой они строят новый мир.
Как создаются декорации по шагам?
Художник-постановщик читает текст с карандашом и маркерами. Не чтобы оценить сюжет, а чтобы вычленить пространство: где герои находятся, как двигаются, что чувствуют. Потому что эмоция в сцене должна быть не только в диалоге, но и в стенах, свете, текстуре.

Пример: если герой чувствует тревогу, значит локация не может быть «просто комнатой». Она должна давить, сжимать, говорить «беги». Узкие проходы, тусклый свет, шершавая штукатурка, все это часть образа.

После прочтения начинается визуальное бурление. Делают быстрые наброски, ищут референсы: кадры из старого кино, архитектурные фото, куски рекламы. Все, что «попадает в ощущение».

На этом этапе часто рождается главное: визуальная концепция. Именно она потом превратится в декорацию, но пока это только чувство. Интуиция, помноженная на опыт.

От идеи к чертежу — самый сложный переход.

Курс «Художник-постановщик кино» в MOSHKA ведет заслуженный художник России и декан ВГИК Валерий Архипов.

Раскрываем тайны создания легендарных фильмов и учимся видеть и создавать скрытые детали каждого кадра: от выбора цветовых решений до разработки эскизов и макетов декораций.

Фрагмент из курса «Художник кино»

Как превратить «ощущение тревоги» в технические размеры?

Хорошая декорация — это обман. В кадре замок из камня, а на деле фанера и пенопласт. Главное, чтобы камера «поверила».

После эскизов начинается инженерия: нужно понять, как все это построить, быстро, дешево и так, чтобы не рухнуло при первом дубле. Арт-директор вместе с конструкторами просчитывает размеры, материалы, нагрузку. Какую толщину должна иметь «стена», чтобы ее можно было сдвинуть за 3 секунды. Сколько весит «железная» дверь из пластика. Как закрепить потолок, чтобы не перекрыл свет.

Материалы — это магия создания декораций для кино. Камень — это пенопласт с шершавым грунтом. Кирпич — это гипс на деревянной раме. Стекло — прозрачный пластик с царапинами. Все фальшивое, но все работает на правду.

Важна не только прочность, но и время. Некоторые сцены снимаются в один день и вся конструкция должна быть собрана и разобрана за часы. Поэтому проектируют не просто красиво, а модульно: все на болтах, петлях, магните.

На этом этапе декорация превращается из идеи в техзадание. Каждая доска, каждая труба в плане. Чтобы строители могли собрать все как лего — быстро и точно.
Чертежи готовы, материалы закуплены. Теперь начинается самое зрелищное — декорация растет на глазах.
Декорации в кино — это как спектакль. Ее строят за кулисами, чтобы зритель увидел только результат. И чтобы он был «вау».
Когда все чертежи утверждены, начинается «физическая» часть процесса. На площадку заезжают грузовики с фанерой, балками, красками, мебелью. Рабочие как пчелы: кто-то пилит, кто-то монтирует, кто-то красит. Стены поднимаются за день, потолки крепятся к балкам, лестницы собираются «на сухую», чтобы можно было быстро разобрать.

Например, во «Властелине колец» деревню хоббитов построили на настоящем поле, посадили сад, и ждали, пока он зарастет, чтобы выглядел как будто здесь живут сто лет.
Монтаж — это не просто «строить». Это строить красиво, незаметно, и так, чтобы не мешать съемке. Все должно быть легким, модульным, подвижным. Например, перегородка на колесиках, чтобы оператор мог прокатиться с камерой. Потолок съемный, чтобы повесить свет. Пол звукопоглощающий, чтобы шаги не отдавали гулом.

Здесь все работает по армейской дисциплине. Ошибся в замере, значит сцена может не состояться. Опоздал с покраской, сдвинется съемка. Поэтому монтаж — это точность на уровне хирургии, но со шпателем и перфоратором.
Иногда режиссер вмешивается в последний момент: «А давайте уберем стену, потому что камера не проходит». Команда реагирует моментально. Все разбирается и собирается заново за ночь.

Монтаж на площадке — это момент, когда идея становится реальностью. И когда каждый понимает: «Вот, теперь это кино».
А теперь про революцию. Декорации научились строить в компьютере раньше, чем в реальности. И это меняет все.

Художник-постановщик и арт-директор все чаще надевают VR-шлемы и «гуляют» по будущим локациям задолго до съемок. Специальные программы позволяют построить цифровую модель сцены в точных пропорциях, протестировать ракурсы, рассчитать, где поставить свет, а где пройдет оператор со стабилизатором.
3D-моделирование — это репетиция стройки, которая позволяет увидеть ошибки до того, как вбили первый гвоздь. Слишком узкий проход? Исправят за минуту. Камера не вписывается в угол? Перестроят без потерь. Но даже с современными технологиями основа остается прежней — художественное видение. Не случайно профессор ВГИК Валерий Архипов, создавший декорации для более чем 40 фильмов, в своем курсе «Художник-постановщик кино и сериалов» до сих пор начинает обучение с карандаша и бумаги. Технологии помогают, но не заменяют художественную интуицию.
А еще, это экономия денег. Потому что один раз промахнуться с чертежом в реальности — это минус неделя и минус половина бюджета. В 3D все быстро, гибко и безопасно.

3D-печать используют для создания сложных элементов: лепнины, фактурных стен, колонн, барельефов. То, что раньше вырезали вручную неделями, сейчас печатается за ночь. При этом материал легкий, безопасный и выглядит как натуральный.
Иногда с помощью цифровых технологий создают даже «разрушаемые» объекты: колонна, которая рассыпается в кадре, может быть напечатана как один сплошной фрагмент, рассчитанный на эффектный краш.

Цифровые инструменты не заменяют людей, они расширяют их возможности. И позволяют строить такие миры, которые еще 10 лет назад были бы невозможны.

Взаимодействие художника-постановщика и декоратора с другими отделами

Кино — это командная игра. И декорации в ней только один из инструментов. Чтобы он сработал, его надо настроить с остальными.
Сначала с режиссером. У него на все есть видение: светлая комната, но с тревогой. Холодный интерьер, но не бездушный. Хороший режиссер умеет четко формулировать свои визуальные идеи, что критически важно для работы художника-постановщика.

Как развить режиссерское мышление и научиться «видеть» кино, мы разбирали в нашем материале о становлении режиссера.

Постановщик переводит эти метафоры в материалы, текстуры, цвета. А потом согласовывает с оператором: как свет будет «работать» с этими фактурами? Где будут тени? Какие стены оставить, чтобы не мешали камере?
Дальше декораторы идут в связке с реквизиторами:
  • Реквизитор отвечает за «живые» предметы: кружки, книги, ключи, очки, с которыми взаимодействуют актеры.
  • Декоратор за все, что создает атмосферу, но не берется в руки.
Но все это единая картинка. И она должна быть точной. Не может стоять современная кружка в декорации 30-х годов.

С костюмерами такая же история. Если комната героя выдержана в зеленых тонах, а костюм ярко-красный, это может «выпасть» из стиля. А может, наоборот, усилить эффект. Все зависит от замысла. Поэтому художник-постановщик постоянно «сверяется», кто в чем, в каком помещении, при каком свете.

Ну и, конечно, технические службы: электрики, осветители, гримеры. Декорация не должна мешать, должна «вписываться» в технологический процесс. Где пройдет кабель, где спрятать колонку, как замаскировать кондиционер под винтажную решетку. Особенно важно продумать, как декорация будет взаимодействовать с освещением — ведь неправильно подобранные материалы могут «съесть» весь свет или дать нежелательные блики. Принципы работы со светом в кино мы детально разбирали в статье об освещении.

Кино — это как часовой механизм. И декорации одна из самых видимых, но тонко встроенных шестеренок. Без координации с остальными не работает ничего.
Все это звучит сложно и интересно. Как туда в эту киносистему? Можно ли стать частью этой машины, которая строит миры?

Как стать специалистом по декорациям в кино?

В кино попасть можно разными путями: случайно, по призванию, по любви, по знакомству. Но если вы хотите сознательно делать декорации для кино, путь будет понятный, пусть и не самый короткий.
Главный вопрос: а подходит ли вам вообще эта профессия? Проверить просто.

Любите копаться в старых вещах, перекрашивать мебель, переделывать комнату под настроение? Возможно, это первый шаг в кино.

Специалист по декорациям — это не всегда человек с дипломом художника. Это может быть архитектор, дизайнер, сценограф, инженер, реставратор. Главное, чтобы умел «видеть пространство» и чувствовать стиль. Задача не просто поставить мебель в кадр, а рассказать через нее историю.

В России декораторов учат в киношколах (например, в Московской школе кино, «Свободных мастерских», ГИТРе, ВГИКе). Часто, как часть курса по художникам-постановщикам. Есть и интенсивные практические курсы — например, обладатель премии «Золотой Орел» Валерий Архипов ведет курс «Художник-постановщик кино и сериалов», где за 9 занятий учит всему циклу: от рисунка до макетирования.
Но гораздо важнее — практика. Придумывать, клеить, состаривать, собирать своими руками. Кто-то начинает с театра, кто-то с клипов или студенческих короткометражек. Главное, войти в цех, поработать «в поле», увидеть, как создаются декорации в реальных условиях.
Что точно пригодится:
  • художественный вкус и насмотренность
  • умение «видеть» пространство в перспективе
  • знание материалов, фактур, креплений
  • терпение и внимание к деталям
  • базовая сообразительность: как из трех коробок и палки сделать «телепорт»
Где искать первые возможности? И сколько времени нужно, чтобы из новичка превратиться в профессионала?

Хороших декораторов знают по делу. Портфолио, сарафан, готовность вписаться в сложный проект и вытащить его на себе, вот лучший способ войти в профессию.
Хороших специалистов по декорациям всегда не хватает. Особенно тех, кто может не просто красиво оформить кадр, а быстро, в срок, по бюджету и «чтобы камера это любила».
В индустрии все просто: один удачный проект → сарафан → приглашения.
Начинают часто с помощников или ассистентов. Потом можно расти: от декоратора до ведущего, потом — арт-директор, а дальше и до художника-постановщика. Главное, практика, креатив и стрессоустойчивость.

Плюс востребованность шире, чем кажется. Кино, сериалы, ТВ-шоу, реклама, YouTube-проекты, промо-ролики, стендапы, клипы. Везде нужны те, кто «умеет в пространство». Те, кто знает, как превратить пустую коробку в уютное кафе, заброшенную квартиру или инопланетную лабораторию.

И еще важный момент — это профессия с эффектом «вау». Не снаружи, а внутри. Когда видишь, как твоя фанерная стена в кадре превращается в реальность — затягивает. Хочется еще.

Теперь вы знаете, кто отвечает за декорации в кино и как устроен весь процесс создания киношных миров.

Так что если вас тянет не просто смотреть кино, а «достраивать» его в голове, возможно, вы просто еще не нашли вход на съемочную площадку.

Читайте другие статьи в нашем блоге
Научитесь снимать как профи, даже если вы новичок: универсальные правила для создания крутого видео
Гайд является интеллектуальной собственностью и охраняется законом об авторском праве. Полное или частичное копирование материалов с целью публичного воспроизведения и распространения допустимы исключительно с указанием активной ссылки на первоисточник или с письменного разрешения редакции. © Moshka, 2025